Любера

Любера
Значок любера. Вероятно, поздняя стилизация, поскольку сомнительна возможность использования люберами латинской буквы в своём символе.

Лю́беры (или Любера́) — молодёжное движение (субкультура), существовавшее в 80-х годах XX века, в основном — в Москве и городах ближнего Подмосковья. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Движение стало весьма популярным после появления в 1987 статей в всесоюзных СМИ: «Контора люберов» в журнале Огонёк (Владимир Яковлев [1]) и в приложении к газете «Комсомольская правда» — еженедельнике «Собеседник» (статья А.Куприянова «Люберцы при свете фонарей», февраль 1987 г.). Любера выступали резко против всевозможных субкультур «западного» образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.), пропагандируя социалистические ценности и культуризм.

Содержание

История

Историю движения люберов, как субкультуры, можно достаточно чётко разделить на два этапа: с начала 1980-х по 1986 год и с 1986 года по конец 1990-х.

До 1986 года. Зарождение и развитие.

Люберцы были одним из центров столичного региона, где в 1970-ые -1980-ые годы на волне подготовки к Олимпиаде-80 при поддержке местных властей и энтузиазме молодежи активно развивались школы силовых видов спорта. В моду вошло увлечение культуризмом, который не смотря на формальный запрет активно развивался в городе[2]. Первый тренажерный зал появился на улице Мира, 7а, затем в городском дворце культуры открылась знаменитая СДЮШОР по тяжелой атлетике, возникли несколько атлетических клубов. Развитие спорта послужило сплачивающим фактором для местной молодежи, в городе снизилась уличная преступность, сошли на нет драки юных представителей различных районов города между собой[3]

Движение люберов возникло в начале 1980-х годов, когда люберецкая молодёжь из территориальных группок начала постепенно объединяться в единую общность. Подоплёкой к тому стало развитие и распространение культуризма, сплотившего ранее разрозненные группы на базе увлечения спортом. С самого начала в движении сформировались две группы: «спортсмены» — люди, целенаправленно занимающиеся спортом и несколько дистанцировавшиеся от уличной жизни, и «хулиганы», для которых спорт не являлся самоцелью. При этом первые пользовались у вторых большим авторитетом.

Кроме того, важным сплачивающим фактором явились поездки групп люберецкой молодёжи в Москву. Эти поездки зачастую не несли в себе какого-либо хулиганского подтекста, но в ряде случаев приводили к конфликтам с московскими молодёжными группами.

Немалую роль в формировании субкультуры люберов сыграло появление в начале 1980-х годов небольших групп неофашистов, периодически организовывавших различные выступления (к примеру, 20 апреля 1979 и 1981 годов, приуроченные ко дню рождения Гитлера). 20 апреля 1982 года на Пушкинской площади произошло первое массовое столкновение люберов с московскими неофашистами, закончившееся рукоприкладством. По ряду данных, помощью люберчан отчасти воспользовалась московская милиция, также собиравшаяся разгонять неофашистов.[4]

После этого инцидента, движение люберецкой молодёжи приобрело также антифашистскую и патриотическую направленность. Определенный слой люберецкой молодежи начал расценивать свои поездки в Москву, как специфическую «борьбу за идею», которая, фактически сводилась к борьбе с молодежными движениями, которые «позорили» советский образ жизни. В этом плане, любера выступали антиподами всевозможным группам «неформалов», консерваторами, поддерживающими устоявшиеся системы ценностей и социалистические идеалы. В связи с этим, в начале 1980-х любера пользовались весьма доброжелательным отношением большей части общества, а также правоохранительных органов, также боровшихся с наиболее активными группами «неформалов».

Правда, не все любера руководствовались в своей деятельности идеологическими мотивами. Около половины из них не придавали поездкам в Москву какой-либо «идейный» характер и вели образ жизни, вполне типичный для советской молодёжи того времени.[4]

Надо сказать, что даже в случае агрессии, любера руководствовались определённым «кодексом чести», впрочем, весьма типичным для советских уличных компаний. В частности, не одобрялись нападения на более слабых противников и на парней, гуляющих с девушками, предписывалось заступаться за своих, запрещалось использовать в драке оружие.

К середине 1980-х относится появление у люберов своей символики, гимна («Родились мы и выросли в Люберцах, центре грубой физической силы, и мы верим: мечта наша сбудется, станут Люберцы центром России» авт. неизвестен), определённой формы одежды. Возможно, тогда же появилось и определение «любера», сменившее более прозаичное «люберецкие». Тогда же движение начало разрастаться — теперь уже в Москву группами ездили не только люберчане, но и жители других городов ближнего Подмосковья. Кроме того, местами деятельность люберов начала приобретать открыто хулиганский или даже криминальный характер. Отношение милиции к люберам изменилось — теперь она заняла более жёсткую позицию, поскольку ситуация начинала выходить из-под контроля.

1986 год — конец 1980-х. Организованная субкультура

До 1986 года деятельность люберов никак не освещалась в прессе. Широкая общественность впервые узнала о люберах в июне 1986 года, после заметки в газете «Советская Россия». В заметке сообщалось, что вечером 9 мая по Красной площади разгуливала колонна молодых людей, хором скандирующая «Люберцы! Люберцы!» и избивающая встреченных москвичей-подростков. С осени того же года о них начало писать большинство центральных газет и журналов (в частности, «Комсомольская правда», «Огонёк», «Ленинское знамя», «Литературная газета»).

Данные статьи привели к тому, что субкультура «вышла на новый уровень». Если ранее это были всего лишь молодёжные группы, объединённые общими идеями, деятельностью и символикой, то с конца 1986 года любера стали «официально признанным» «неформальным движением». Опять же благодаря прессе, слово «Любер» распространилось и стало нарицательным. Примерно так же обстояло дело и со специфической «униформой» люберов, которая устоялась только после того, как была описана в журнале «Огонёк».

К весне 1987 года «люберство» «вошло в моду». Помимо люберецкой молодёжи, «люберами» стали называть себя и симпатизирующие им молодые люди с окраин столицы, из промышленных городов и посёлков из различных районов Подмосковья, которых представители неформальных молодежных объединений назвали «люберами второй волны»[5]. То есть, слово «любер» стало употребляться для обозначения представителя определённой субкультуры, независимо от места его проживания. Правда, для многих из них «люберство» было исключительно веянием моды — чаще всего, оно ограничивалось ношением клетчатых штанов, посещением тренажёрных залов и выражением поддержки люберам. Вместе с тем, «массовость» выездов в Москву резко повысилась. Если в 1985 году, по воспоминаниям бывших люберов, численность групп не превышала 150 человек, то 14 февраля 1987 года московская милиция зафиксировала группу около 600 человек.[4] Во время рок-концертов в столице и некоторых городах Подмосковья местная молодежь из хулиганских побуждений вступала в стычки с их участниками, пытаясь подражать модному движению «люберов». В ответ рокеры группами в 30-40 человек совершали выезды на Арбат и Калининский проспект (ныне ул. Новый Арбат), где возле некоторых кафе находились традиционные места сбора некоторых группировок из Люберец с целью выяснения отношений путём рукоприкладства[6].

Молодёжные группы, аналогичные люберским, начали появляться и в других городах Советского Союза, к примеру, в Ленинграде.

К началу 1987 года московская молодёжь начала активно объединяться для борьбы с люберами. Теперь приезжающие в Москву любера не являлись однозначными агрессорами — скорее это было противостояние более-менее равных по силе молодёжных группировок. Наиболее организованный «отпор» люберам давали металлисты. В конце зимы — начале весны 1987 года стало отмечаться резкое возрастание активности этого противоборства. 21 февраля в различных частях города Москвы (у станции метро «Нагорная», на Арбате, на ул. Елецкой, на ул. Народного Ополчения) отмечалось скопление групп молодёжи, которые удалось рассредоточить усилиями милиции. 22 февраля группа численностью около 1000 человек собралась в ЦПКиО им. Горького с целью выяснения отношений, также отмечались скопления молодёжи в Москворецком, Краснопресненском и Свердловском районах, а также в метрополитене. К концу дня в отделения милиции было доставлено 195 подростков (правда, люберчанами из них было только 28, остальные либо сочувствовали люберам, либо выступали против них).[4] 23 февраля произошла массовая драка (всего 60 человек) на Новом Арбате.

1 марта на Садовом кольце собралось около 1000 московских подростков, которые собирались идти бить люберов. Через несколько дней ситуация повторилась возле Киевского вокзала. Во избежание массовых драк, в эти дни московская и областная милиция ставила кордоны против приезжающей молодёжи на железнодорожных подмосковных железнодорожных станциях Ухтомская, Люберцы и Томилино. Кроме того, кордоны были выставлены у станции метро «Ждановская» и на остановках автобусов. Электрички проверялись усиленными нарядами милиции. Люберецкое УВД и горком комсомола проводили рейды по подвальным спортивным залам города. Милицейские чиновники пытались успокоить население через печать.

После 1980-х. Распад

В конце 1980-х — начале 1990-х, с началом политических и экономических катаклизмов и распадом СССР, движение постепенно пошло на спад — в новых условиях идеи люберства были неактуальны. Часть бывших люберов ушла в криминальную деятельность, влившись в ряды Люберецкой и других преступных группировок.[4] Остальные же люберы попросту остепенились. На сегодняшний день люберов как таковых в России практически не осталось. Воспоминания о них сохраняются только в песнях ряда исполнителей русского рока и некоторых фильмах тех лет.

Директор городской гимназии № 20 Нина Мочалова, почетный житель Люберец в интервью журналу "Огонек" в 2005 году заявила[7]:

« Это же здоровые ребята были, которые стремились к красоте души и тела. А в Москве появилась уже в конце 80-х молодежь, которая приняла, так сказать, демократию за вседозволенность. И нашим это не нравилось. Они идут по Парку Горького, видят, допустим, металлистов или панков там. Ну и грубой физической силой они наводили порядок. Поддержать бы их стремление… Идея-то правильная. А вместо этого на них милицию спустили. Ну все и ушли в криминал. Там их всех и поубивали. »

Валерий Карышев, адвокат по уголовным делам и автор книги «Люберецкие: качалки, рэкет, крыша», которая вышла в серии «Адвокат мафии», так описывает судьбы бывших люберов[8]:

« Кто-то погиб. Кто-то ушёл на зоны и этим спасся. Кто-то стал нормальным бизнесменом или просто служащим. Ну а кто-то остался бандитом в той самой люберецкой ОПГ »

Одежда

Люберы предпочитали спортивный стиль в одежде, как наиболее удобный в драке и поездке. Зимой надевались телогрейки. Во время драки, чтобы отличать своих от чужих, любера иногда надевали однотипные вязаные шапочки (иногда даже летом), либо повязывали шарфы поверх воротника, концами за спину.

«Характерная униформа» люберов получила широкое распространение лишь после того, как была описана в журнале «Огонёк» (№ 5, 1987 год). В неё, согласно заметке, входили широкие клетчатые штаны, кожаные (чаще из кожзаменителя) куртки, белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора иногда добавлялись кепки.

Из-за ношения клетчатых брюк, самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку перестали считаться люберскими атрибутами, и их стали носить представители других субкультур, таких, как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited).

Музыка

В плане музыкальных пристрастий, люберов отличало неприятие любой иностранной музыки, в особенности — панка, метала и тяжёлого рока. Сами они в основном слушали советскую музыку. Впоследствии (к концу 1980-х) к ней добавились «блатные песни», а также музыка групп «Любэ» и «Дюна». Впрочем, в интервью, взятых у некоторых люберов, они признавались, что сами с удовольствием слушают тяжёлый рок, но являются противниками «западного буржуазного имиджа». Гитарист популярной советской группы «Ария» Владимир Холстинин, игравшей музыку в стиле «метал» - уроженец Люберец[9],[10] а сама группа в конце 1980-ых давала концерт в Люберецком дворце культуры. Концерт собрал несколько сотен местных жителей и обошелся без эксцессов и конфликтов с представителями люберов.

Отличительные черты

Отличительными чертами люберов были:

  • культуризм;
  • демонстративный консерватизм, выражавшийся в поддержке социалистического строя (одним из их лозунгов был «Социализм любой ценой!»);
  • антифашизм;
  • резкое неприятие западных субкультур, в основном — хиппи, панков, металлистов, и других представителей молодёжных субкультур, по их мнению, засорявших и разлагавших советское общество.

Произведения о люберах

  • Песня «Эй, брат Любер!» группы Гражданская Оборона на стихи Лищенко
  • Песня «Убер-Любер» группы Объект Насмешек
  • Песня «Люберцы» группы Любэ
  • Песня «Мама, я любера люблю» группы ДДТ
  • Песня «Бей Правой, Любер» группы Группа Продлёного Дня
  • Песня «Такие дела» группы «Чиж и Ко»
  • Фильм «Luna Park» (реж. Павел Лунгин)
  • Фильм «Меня зовут Арлекино» (реж. Валерий Рыбарев)

Источники

Любопытные факты

  • Авторы двух первых статей о люберах, появившихся в СМИ сделали блестящую журналистскую карьеру. Владимир Яковлев основал и долгое время возглавлял первую частную газету в России и одноименный издательский дом «КоммерсантЪ»[11]. Александр Куприянов создал первый в России бульварный таблоид «Экспресс-Газета» и шесть лет его возглавлял, в начале XXI века был шеф-редактором газеты «Известия»[12].
  • Актёр кино Дмитрий Марьянов делится воспоминаниями в одном из своих интервью, рассказывая что в 1980-ые годы «люберецкие» хотели ему «набить морду» за то что тот танцевал брейк-данс[13].
  • Лидер движения «Наши» и «Идущие вместе» , руководитель Федеральной Службы по делам молодёжи РФ Василий Якеменко родился в Люберцах[14] и, по данным журнала «Огонек» в 1980-ых регулярно занимался на тренажёрах в местном спортивном клубе "Титан" - одном из самых популярных мест среди люберов, существующем и поныне[15].

Примечания


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Любера" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»