Турецко-венецианская война (1570—1573)

Турецко-венецианская война (1570—1573)
Турецко-венецианская война 1570—1573 годов
Дата 1570-1573
Место Кипр
Причина Турецкая экспансия
Итог поражение Венеции
Противники
Flag of Most Serene Republic of Venice.svg Венецианская республика
Испания
Папское государство
Flag of the Ottoman Sultanate (1299-1453).svg Османская империя
Командующие
Flag of Most Serene Republic of Venice.svg Маркантонио Брагадин
Хуан Австрийский
Джанандреа Дориа
Маркантонио Колонна
Flag of the Ottoman Sultanate (1299-1453).svg Лала Мустафа-паша
Flag of the Ottoman Sultanate (1299-1453).svg Пияле-паша
Flag of the Ottoman Sultanate (1299-1453).svg Кылыч Али-паша
 
Турецко-венецианские войны
1423—1430 – 1463—14791499—15031537—1540 – Кипрская война (1570—1573) – Критская война (1645—1669) – Морейская война (1684—1699) – 1714—1718


Турецко-венецианская война 1570—1573 годов, или Кипрская война (итал. Guerra di Cipro) — одна из многочисленных турецко-венецианских войн.

Содержание

Предыстория

Последняя королева Кипра — Катерина Корнаро — в 1489 году передала Кипрское королевство Венецианской республике, и с той поры остров управлялся как заморское владение Венеции.

Султан Селим II, придя к власти, решил захватить Кипр (существует легенда, что причиной этому была любовь пьяницы-султана к хорошему кипрскому вину). С начала 1568 года в Венецию начали поступать тревожные известия: турецкие агенты начали разжигать недовольство среди населения Кипра, турецкие корабли разведывали кипрские гавани, султан заключил с императором Максимилианом II восьмилетнее перемирие, высвободив тем самым свои войска…

В январе 1570 года венецианский бальи в Стамбуле был вызван к великому визирю Соколлу Мехмет-паше, который объяснил, что султан считает Кипр исторически неотъемлемой частью Османской империи. Вскоре последовали массовые аресты венецианских купцов и захват их судов в гавани, а 28 марта посол отправил специальный ультиматум дожу: либо Венеция должна добровольно сдать Кипр, либо Османская империя отнимет у неё остров силой. Венеция быстро ответила, что находится в крайнем недоумении по поводу того, что султан, столь недавно заключивший с нею договор, уже хочет разорвать его; она однако, является хозяйкой Кипра, и у её жителей найдётся достаточно храбрости, чтобы с Божьей помощью защитить остров.

Это был единственный случай в XVI веке, когда Османская империя сама разорвала мирный договор, и султан нуждался в обосновании своих действий. Шейхульислам Абуссууд выдал фетву, согласно которой нападение на Кипр считалось законным, так как целью объявления войны было возвращение территории, когда-то находившейся под властью мусульман, а Кипр в ранний исламский период непродолжительное время был под мусульманским контролем:

Страна прежде была исламская. Через некоторое время подлые неверные её захватили, разрушили одни школы и мечети, а другие превратили в бездействующие. Они наполнили кафедры и галереи школ и мечетей символами безбожия и заблуждения, намереваясь оскорбить религию Ислама всевозможными гнусностями и распространением своей мерзкой деятельности по всей земле… Когда заключался мирный договор с другими странами, находившимися во владении вышеупомянутых неверных, в него была включена и вышеназванная страна. Объяснение надо искать в том, будет ли это соответствовать священному праву. Вот что мешает султану решиться на разрыв договора…

Невозможно, чтобы это когда-либо могло быть препятствием. Для султана мусульман (да прославит Всевышний его победы) заключать мир с неверными законно только тогда, когда от этого есть польза для всех мусульман. Когда от мира нет никакой пользы, он никогда не будет законным. Когда раньше он представлялся выгодным, а потом стало заметно, что выгоднее его разорвать, тогда нужно обязательно и непременно его разорвать.

Ход войны

1570 год: турецкое завоевание Кипра

Венеция сразу же разослала просьбы о помощи христианским государствам, но энтузиазма её обращения не вызвали. Император Максимилиан подчёркивал, что заключённое им перемирие с турками должно продолжаться ещё восемь лет. Екатерина Медичи, фактически управлявшая Францией, сослалась на свой давний договор с султаном. Португальский король Себастьян I заявил, что у него полно дел на востоке, и что в любом случае его страна опустошена чумой. Мальтийские рыцари предложили пять кораблей, однако четыре из них оказались захвачены турками сразу после выхода с Мальты. Английская королева Елизавета I была отлучена от церкви, и поэтому к ней за помощью не обратились. Реальную помощь предложили только папа Пий V и король Испании Филипп II: папа согласился снарядить дюжину судов, если Венеция предоставит для них готовые корпуса, а Филипп предложил прислать флот из 50 кораблей под командованием Джанандреа Дориа.

С самого начала совместная христианская экспедиция не заладилась. Венецианский генерал-капитан Джироламо Дзане два месяца ждал испанскую и папскую эскадру возле Зары, где много его матросов умерло от какой-то эпидемической болезни, а 12 июня 1570 года отплыл на Корфу, где узнал, что папская эскадра под командованием Маркантонио Колонна ожидает испанцев близ Отранто, однако о тех нет ни слуху ни духу. В июле стало известно, что Джанандреа Дориа просто остался на Сицилии под тем предлогом, что не получил инструкций двигаться далее. После настойчивого протеста со стороны папы Филипп, наконец, отправил своему адмиралу приказ отправиться в путь, который пришёл на остров 8 августа, но даже после этого прошло ещё 4 дня прежде, чем испанский флот отплыл из Мессины, и ещё 8 — прежде, чем достиг Отранто.

Туркам, чтобы приступить к завоеванию Кипра, нужно было раздобыть значительную сумму денег, и они получили её, распродав монастыри и церкви, принадлежавшие православной церкви в европейских провинциях империи. Лала Мустафа-паша был назначен главнокомандующим сухопутными войсками на Кипре, а командование флотом поручили капудан-паше Мюэззинзаде Али-паше (который, по словам одного историка, «никогда в своей жизни не управлял даже лодкой»). Реальным командующим турецким флотом стал Пияле-паша, который до этого был капудан-пашой в течение 14 лет.

Турецкий флот показался у берегов Кипра 1 июля. Турки стремительно напали на Лимасол, разграбили город, и продолжили движение вдоль южного берега к Ларнаке, где, благодаря пассивности командующего обороной острова Николо Дандоло, сумели беспрепятственно высадить на берег все свои силы. Дождавшись подкрепления, прибывшего 22 июля, Лала Мустафа-паша двинулся к Никосии, и через два дня начал осаду. После пятнадцати мощных приступов в течение 45 дней осады, 9 сентября город пал. 11 сентября Лала Мустафа-паша отправил гонца к командирам последней ещё не сдавшейся венецианской крепости — Фамагусты — с призывом сдаться и с головой Николо Дандоло в чаше в качестве дополнительного стимула. Фамагуста, которую защищали Маркантонио Брагадин и Асторре Бальони, сдаваться отказалась. 17 сентября началась осада Фамагусты.

Объединённый христианский флот полностью соединился в районе Крита лишь к 1 сентября. 16 сентября пришло известие о высадке турок на Кипре. В ночь на 17 сентября флот отплыл к Кипру, и почти сразу же поступило известие о падении Никосии. На военном совете было решено отступить, и мощный флот повернул вспять, так и не оказавшись в пределах видимости врага.

Венецианцы в Фамагусте оборонялись решительно и храбро, но постепенно начали падать духом. Надежды на большую объединённую экспедицию испанцев и венецианцев угасли. Пороха не хватало, ещё сильнее ощущался недостаток продовольствия. К июлю горожане съели всех лошадей, ослов и кошек; в городе не осталось ничего, кроме хлеба и бобов. Из 8 тысяч человек первоначального гарнизона к этому моменту лишь 500 человек могли носить оружие, от недостатка сна они валились с ног и всё-таки продолжали сражаться. К концу июля 1571 года Брагадину и Бальони стало очевидно, что дальнейшее сопротивление невозможно, и что единственным способом избежать резни и разграбления является добровольная сдача. 1 августа над Фамагустой поднялся белый флаг. Условия мира оказались щадящими: всем, кто пожелает, разрешалось уехать на Крит под развевающимися знамёнами; желающим остаться будет гарантирована личная свобода и неприкосновенность как их самих, так и их собственности, при этом им будет предоставлен двухлетний срок на то, чтобы выбрать — оставаться на Кипре навсегда или нет. 5 августа Брагадин и Лала Мустафа-паша встретились лично в торжественной обстановке, но любезно начавшиеся переговоры вдруг превратились в резню христиан; перед палаткой Лала Мустафы свалили 350 отрезанных голов.

1571 год: «Священная лига» и битва при Лепанто

Неудача морской экспедиции 1570 года стала большим ударом и унижением и для Венеции, и для папства. Пий V долго и упорно думал о турецкой угрозе, и пришёл к выводу, что главное препятствие взаимопонимания между Венецией и Испанией состояло в том, что Венеция заботилась о безопасности своих колоний в Леванте, тогда как Испанию гораздо больше беспокоила угроза для её собственных колоний в Северной Африке со стороны мавританских вассалов султана. В 1570 году Пий V созвал собрание, чтобы издать хартию новой Священной лиги, и за несколько месяцев смог одолеть сопротивление короля Филиппа. 25 мая 1571 года в соборе Святого Петра был официально оглашён договор о создании новой Священной лиги. Подписавшие договор государства должны были совместными усилиями оборудовать 200 галер, 100 транспортных судов, подготовить 50 тысяч пехотинцев и 4500 кавалеристов, а также артиллерию и снаряжение в необходимом количестве. Эти силы должны были собираться каждый год (самое позднее в апреле) дабы участвовать в летней кампании там, где сочтут нужным.

Несмотря на то, что было уже слишком поздно, чтобы действовать в соответствии с расписанием, упомянутым в договоре, союзники договорились, что нельзя упускать лето 1571 года. В начале августа 1571 года флот Лиги собрался в Мессине на Сицилии. Расхрабрившиеся после падения Фамагусты турки ввели значительные силы в Адриатику и стали производить высадки на Корфу и побережье Далмации. Однако при приближении объединённого флота турки быстро отошли к своим базам в Греции: им не хотелось оказаться блокированными врагом со всех сторон в узком море. 7 октября флоты встретились при входе в залив Патрас, и в битве при Лепанто объединённый флот Лиги наголову разгромил турецкий флот. Эта победа произвела огромное впечатление на Европу, показав, что непобедимых доселе турок можно побеждать.

1572—1573: развал «Священной лиги»

Союзники не предприняли ничего для продолжения давления на турок после победы при Лепанто, и разошлись на зимние квартиры. За зиму турки построили новый флот в 150 галер и 8 галеасов, новым командующим флотом стал Кылыч Али-паша. Испания как обычно стала увиливать от совместных действий и мешкать, выдвигая одно возражение за другим. Папа заболел, и 1 мая 1572 года скончался, в результате чего Священная Лига лишилась объединявшего её духа. Отчаявшись получить помощь от испанцев, Венеция решила предпринять самостоятельную экспедицию; к ней добровольно присоединился Маркантонио Колонна со своей эскадрой папских галер. Лишь после этого испанцы, не желавшие оставаться в стороне когда предстоит ещё одна победа, присоединились к союзникам.

Союзный и турецкий флоты встретились близ Модона, и турки немедленно устремились в гавань. Союзники заняли позиции на рейде и стали ждать, зная, что Модон — неподходящее место для размещения такого большого флота в течение долгого времени. Однако в годовщину битвы при Лепанто дон Хуан Австрийский внезапно объявил, что не может дольше оставаться в греческих водах и возвращается на запад; Колонна принял его сторону.

Всю зиму венецианский посол пытался убедить короля Испании в необходимости совместных действий против турок, но того гораздо больше занимали проблемы в Нидерландах. Новый римский папа также был не заинтересован в войне. Брошенная союзниками, Венеция была вынуждена принять предложенные турками условия мира. 3 марта 1573 года был подписан мирный договор.

Итоги

По условиям мирного договора Венеция брала обязательство платить султану по 300 тысяч дукатов в течение трёх лет и отказаться от всех притязаний на Кипр.

Подписание мира между Венецианской республикой и Османской империей вызвало шок в испанских владениях. Там полагали, что после победы при Лепанто турки не представляют угрозы, и поступок Венеции расценили как предательство христианского мира.

Источники

  • Джон Норвич «История Венецианской республики», — Москва, АСТ, 2009. ISBN 978-5-17-057153-6
  • Джон Норвич «Срединное море. История Средиземноморья», — Москва, АСТ, 2010. ISBN 978-5-17-052189-0
  • Кэролайн Финкель «История Османской ипмерии. Видение Османа», — Москва, АСТ, 2010. ISBN 978-5-17-043651-4


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Турецко-венецианская война (1570—1573)" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»